Дудук S100

Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне. В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии «фруктус Аргденика» он считается действительно армянским фруктом. Фильм Ридли Скотта «Гладиатор» по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения «Оскара» картине, «Нью-Йорк таймс» заметила: «как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки». Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник. Отличительной чертой звучания дудка является лиричность. Дудук широко используется в оркестрах армянских народных инструментов. Его голос звучит и на свадьбах, и на застольях. В радости и горе дудук пользуется особой любовью и уважением в народе. Обычно выступают два дудукиста. Один – солист, он играет мелодию песни или танца, а другой – дамкаш. ”Дам” в переводе означает дыхание, подпевание, в восточной музыке – “созвучность мелодии”. Дамкаш, используя особый способ беспрерывного звукоизвлечения, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада, создавая своеобразный колористический фон солисту-дудукисту или певцу. Возникает неповторимое ощущение покоя, умиротворённости, высокого духовного начала. Для исполнения танцевальной музыки к дудукам присоединяется ударный инструмент доол. В числе лучших дудукистов Армении: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Они исполняют народные и гусанские песни, а также произведения армянских композиторов. Эти замечательные музыканты известны и уважаемы не только в своей отчизне, но и в других странах мира. Материал — абрикосовое дерево. 10 звуковых отверстий. Так как все дудуки изготавливаются вручную, они требуют настройки. Настройка производится путем изменения диаметра отверстий. По трудоемкости процедура настройки сопоставима с изготовлением инструмента. Этим объясняется то, что дудуки прошедшие настройку – дороже других инструментов. Рекомендации по использованию Если Вы не используете трость продолжительное время, она высыхает и ее края сжимаются. В этом случае необходимо залить простую воду в трость, встряхнуть, вылить воду и подождать. Через 10-15 минут края трости отделятся друг от друга, и трость можно будет использовать. Если у Вас нет опыта игры на дудуке, то обратите внимание, что достаточно лишь касания Ваших губ с краями трости (нет необходимости помещать всю трость в рот). После этого Вы слегка надуваете щеки, так чтобы внутренние части губ отделились бы от десен и зубов, формируя щель. Затем выдохните с усилием, но не напрягая губ. Практика позволит Вам добиться правильного звукоизвлечения. Трость должна храниться при плотно надетом колпачке, а регулятор тона — ослаблен. При хранении трость должна находиться в упаковке, не задерживающей влагу. Подстройка тона При игре на дудуке можно регулировать его настройку регулятором тона: когда Вы прижимаете его, тон повышается; при ослаблении – понижается.

 

Рассказать друзьям